Современные дети развиваются очень быстро. С раннего возраста они ко всему проявляют интерес и порой неугомонны. Если с вашим ребенком именно так, то, возможно, у него гиперактивность – проблема, при которой нарушаются функции головного мозга, отвечающие за память, внимание и способность к обучению. В этой статье мы расскажем вам о советах психологов и других специалистов, что делать родителям с гиперактивным ребенком.
Содержание статьи:
Что такое гиперактивность у детей?
В середине ХХ века педиатры считали, что гиперактивность – это настоящая мозговая патология, требующая лечения. Сейчас непоседливость ребенка – это вполне нормальное явление, к которому медики относятся снисходительно.
Первые признаки гиперактивности у ребенка появляются при достижении им 2-3 лет. Кроме того, что он становится неугомонным, прослеживаются такие симптомы:
- Малыш становится слишком эмоциональным – он требует, устраивает истерики, падает на пол, бьется ногами об пол. То есть свое поведение кроха контролировать не может.
- Ребенок не слушается родителей. Игнорирует их замечания, делает всегда все по-своему. Если ему перечить, то дитя бурно реагирует на взрослых.
- Кроха начинает плохо спать ночью. Продолжительность его сна составляет всего 3 часа.
- Малыш отказывается разговаривать, у него не получается выговаривать даже слоги. На это отклонение от нормы стоит обратить внимание в раннем возрасте, чтобы избежать последствий, которые дадут о себе знать, когда ребенок достигнет школьного возраста.
С гиперактивностью родителям малыша нужно обязательно что-то делать, так как бездеятельность в этом вопросе попросту приведет к тому, что крохе будет очень тяжело адаптироваться в обществе и учиться в школе.
Почему ребенок может стать гиперактивным:
- Из-за тяжелой беременности матери: сильный токсикоз и очень высокое давление. Эти факторы могут спровоцировать внутриутробную асфиксию у ребенка, что приведет к тому, что малыш будет гиперактивным.
- Тяжелые роды: если они длились очень долго или, наоборот, были быстротечными, то это однозначно отразится на умственной деятельность крохи. Возможно, что его гиперактивность будет связана с родовой травмой.
Что делать с гиперактивным ребенком?
Если вы заметили у своего малыша признаки гиперактивности, покажите его невропатологу, который проведет электроэнцефалографическое исследование и посоветует, что делать родителям.
Несколько основных рекомендаций, которые может дать невропатолог, мы собрали для вас в этом разделе, чтобы вы могли разобраться заранее, что делать с гиперактивным ребенком от года до 6 лет.
Гиперактивному ребенку год: что делать?
Если вашему малышу исполнился один годик, и он стал вести себя гиперактивно, ведите себя с ним таким образом:
- Пресекайте все истерики сразу, но не криком, а отвлечением внимания малыша на что-то. Конечно, придется пофантазировать и набраться немалым терпением, чтобы не идти на поводу у ребенка, но и не нарушить его психику еще больше.
- Несмотря на то, что крохе только год, с ним нужно разговаривать и объяснять, что значат определенные слова. Например, рассказывайте малышу, что обозначает слово «нельзя». Только делать это надо спокойно, мягко.
- Старайтесь не допускать того, чтобы ребенок эмоционально возбуждался в течение дня. Неожиданные ситуации – это «масло в огонь» для гиперактивного крохи.
- Как можно чаще гуляйте на свежем воздухе с ребенком. Только в этом случае он будет крепко спать ночью.
- В комнате, где играет ваш малыш, должен быть включен телевизор. Если нет телевизора, то пусть работает радио.
- Уберите с глаз крохи яркие игрушки. Его комната должна быть оформлена в светлых тонах, не привлекающих внимание и не раздражающих психику.
Если вам поставили диагноз гиперактивность, это не значит, что малыш болен. Просто к нему нужно искать особенный подход и уделять больше внимания его воспитанию.
Гиперактивному ребенку 2 года: что делать?
В 2 года малыш уже больше умеет и понимает, чем в год. Поэтому подход к нему должен быть у родителей соответствующий. В принципе, все те рекомендации, которые мы перечисляли, когда речь шла о формировании поведения годовалого малыша, подходят и для ребенка, которому исполнилось 2 года.
Однако несколько пунктов следует добавить:
- Установите крохе жесткий режим дня. Например, в 21:00 он должен выпить чай, съесть булочку, выкупаться и лечь спать. Никаких развлекательных мероприятий после этих процедур уже проводить нельзя. У ребенка должен выработаться рефлекс.
- Перед сном гиперактивному ребенку нужно включать успокаивающую музыку или читать сказку медленным и размеренным тоном и голосом.
- Не наказывайте малыша лишением его движения. Он не должен стоять в углу или молча сидеть на диване. Дитя не будет этого делать, а только еще больше разозлиться и устроит истерику.
Гиперактивному ребенку 3-4 года: что делать?
В 3 года у ребенка начинается кризис трехлетнего возраста:
- У него уже формируется внутреннее «Я»
- Он активно начинает исследовать окружающий его мир
- В этом возрасте гиперактивность малыша может дать впервые о себе знать
В 3 года многие родители отдают свое чадо в детский сад, где он и начинает в полной мере себя проявлять. Воспитатели, если заметят какие-то эмоциональные отклонения у крохи, сообщат об этом его родителям. И вот тогда нужно всерьез задуматься, что делать, чтобы ваш гиперактивный ребенок вел себя нормально в саду с другими детьми.
Рекомендуем вам попробовать следующее:
- Начните закалять малыша – обливайте его по утрам холодной водой. Для него это, безусловно, будет стрессовой ситуацией, но очень эффективно воздействующей на общее психоэмоциональное состояние ребенка.
- Отведите ребенка заниматься в какую-то секцию, чтобы там он мог оставлять свою энергию и учиться общаться со сверстниками.
- Учите малыша расслабляться в игровой форме. Предложите крохе построить песочную башню или поиграть в воде. Такие игры благотворно воздействуют на психику ребенка.
Гиперактивному ребенку 5 лет: что делать?
В 5 лет ребенок – это индивидуальность со сложившимися устоями, привычками, талантами. Ему для личностного развития необходимо создать особое пространство, где он сможет полноценно жить – играть, бегать, учиться, находиться наедине с самим собой, если ему это необходимо. Именно в этом возрасте родители должны показать своего гиперактивного ребенка психологу, чтобы знать, что делать. Врач даст такие рекомендации:
- Чаще хвалить малыша, особенно тогда, когда он этого действительно заслуживает.
- Придумать ребенку домашние дела, которые он должен выполнять сам каждый день. Это должны быть посильные поручения – помыть за собой тарелку, чашку, застелить постель после сна.
- Составлять с малышом совместные планы на день, чтобы кроха чувствовал, как для вас важно, успевает ли он все, что задумал.
- Проводить с малышом как можно больше времени не только дома, но и на свежем воздухе. Если он хочет, играйте с ним в его игры, которые он предлагает.
- Составить распорядок дня для всей семьи, чтобы малыш понимал, что и он, и взрослые его четко выполняют.
- Стать примером для малыша. В 5 лет он начинает копировать поведение своих родителей.
Гиперактивный ребенок в школе: что делать учителю?
Ребенок с гиперактивностью, пришедший учиться в школу, будет отличаться от других детей. Учителю придется выстраивать индивидуальную модель поведения и общения с особенным учеником. Но часто педагогу тяжело сразу сориентироваться, что делать, если в классе есть гиперактивный ребенок.
Психологи рекомендуют учителям вести себя таким образом:
- Включать в уроки обязательно несколько физкультурных минуток, чтобы малыш мог подвигаться и расслабиться. Это, кстати, нужно не только детям с гиперактивностью.
- Снять со стен и доски отвлекающие картинки, так как проблемный ребенок будет обязательно сосредотачивать свое внимание именно на них.
- Очень важно, если ребенок очень гиперактивный, посадить его в центральном ряду за первую парту на видном месте. Это необходимо для того, чтобы кроха в случае необходимости мог быстро привлечь к себе внимание педагога.
- Учитель должен уделять очень много внимания малышу, чтобы донести до него, как нужно общаться со сверстниками. Особенно это касается тех случаев, если гиперактивный ребенок дерется.
В любом случае, как бы тяжело не приходилось родителям и педагогам в воспитании и обучении гипераутивных детей, нужно знать, что таких детей нужно просто окружить любовью. Детки должны чувствовать, что их любят такими, какие они есть, только в этом случае есть шанс, что из крохи вырастет хороший человек, хоть и очень эмоциональный.
Видео: «Комаровский: что делать с гиперактивным ребенком?»