Главная - Дом и семья - Дети - Гиперактивный ребенок — что делать родителям?

Гиперактивный ребенок — что делать родителям?


Гиперактивный ребенок

Гиперактивность ребенка – это проблема, которая наблюдается на сегодняшний день у 4-9% родителей детей младшего возраста. Чтобы понять, что значит гиперактивный ребенок, и что делать родителям для улучшения поведения в школе и дома, нужно получить рекомендации и советы психолога.

Что такое СДВГ

Зачастую эта проблема порождает частые ссоры в семье, неуспеваемость в школе, конфликты с другими детьми на улице. Ребенок не имеет возможности нормально развиваться и общаться со сверстниками. Родители должны знать, что к такому ребенку нужен особый подход.

После консультации психолога в карточке ребенка обычно появляется запись «Диагноз: СДВГ». СДВГ — это синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью.

Очень важно родителям гиперактивного ребенка обратить особое внимание на ту обстановку, которая его окружает. Возможно, стоит задуматься для начала над собственным поведением и образом жизни. Разобравшись с этим внешним полем, можно приступать к выбору нужного тона общения, который не предполагает срывов на гневные крики и, наоборот, бесконечного сюсюканья.

Что делать родителям гиперактивного ребенка

Психологи выработали ряд правил, позволяющих решить проблему гиперактивного ребенка, несколько ответов на вопрос, что делать родителям. Но обратите внимание, что следовать этим рекомендациям без внутреннего настроя на результат – бессмысленно.

  1. Исключаем отрицательные высказывания и физические наказания. Дети с СДВГ слабо реагируют на такие слова, как «нет», «не трогай», «запрещаю», «нельзя», поэтому все ваши обращения к нему с подобным посылом могут оказаться пустым звуком. Такие дети лучше отзываются на одобрение и похвалу.
  2. Закладываем фундамент взаимопонимания. Необходимо не просто запретить гиперактивному ребенку что-либо, а доходчиво объяснить ему причины запрета/отказа. Тон разговора должен быть спокойным, ровным. Лучше всего привести забавные примеры или сравнения, хорошо понятные ребенку. Даже если вы эмоционально возбуждены, огорчены, не давайте волю бурным проявлениям этих эмоций.
  3. Используем физический контакт. Этот прием хорошо работает не только с гиперактивными детьми, но и с любым человеком вообще. Если вы хотите, чтобы близкий вас услышал, прикоснитесь к нему, возьмите за руку. Обнимите, если нужно успокоить его, прижмите покрепче, если хотите похвалить.
  4. Избегаем «взрослых» конфликтов. Родитель – первостепенный пример для ребенка. Именно поэтому очень важно исключить конфликты между собой, тем более привлекать к ним сына/дочь.
  5. Больше времени проводим вместе. Чем ближе к ребенку вы будете на досуге, тем проще вам будет общаться: появятся общие интересы, темы для разговоров, идеи на выходные. Это позволит контролировать психологический микроклимат в семье.
  6. Избегаем толпы. Гиперактивные дети не любят массового скопления людей. Следовательно, не стоит часто водить его в гости, где собирается большая компания, в торговые центры, в кафе и тому подобные заведения.
  7. Гиперактивному ребенку важно иметь индивидуальное пространство, где он может уединиться для занятия или игр. В оформлении используйте минимум возбуждающих цветов и отвлекающих вещей. Ребенок с СДВГ не в состоянии организовать свое «рабочее» место таким образом, чтобы ничто не отвлекало.

Гиперактивные дети

Распорядок дня для гиперактивного ребенка

Ребенка с СДВГ может успокаивать четкая организация времени. Поэтому предлагаем некоторые советы психолога родителям.

  1. Распишите вместе с малышом его личный или ваш совместный распорядок дня. В ходе этой работы проявите и гибкость, и упорство по необходимости. Такие каждодневные мероприятия, как прием пищи, прогулки, выполнения заданий, игры и сон должны соответствовать тому времени, которое указано в вашем расписании.
  2. Четкий порядок дня должен действовать не только для ребенка с СДВГ, но и для всей семьи.
  3. Определите вместе круг домашних обязанностей малыша и строго контролируйте их выполнение. Не забывайте похвалить его старания и поощрить результаты, если даже они недостаточно хороши.
  4. Давая ребенку с СДВГ новое для него задание, родитель должен хорошенько объяснить, как он его может делать. При необходимости подкрепить свои объяснения наглядным изображением.
  5. Не перегружайте гиперактивного ребенка. На одно задание должно быть дано достаточно времени. Пример: «с 7.00 до 7.30 Сережа прибирает свою кровать». Пользуйтесь для этого будильником.
  6. Если за неделю гиперактивный ребенок хорошо себя вел, действовал по расписанию, то вы можете порадовать его дополнительной наградой: поездкой на природу, походом в кино/театр или еще чем-то, что ему по душе.

Занятия с гиперактивным ребенком

Скорая помощь для гиперактивного ребенка

Специалисты разработали ряд советов, которые смогут стать волшебной палочкой родителям гиперактивного ребенка, когда в дело пошел настойчивый каприз.

  1. Предложите заняться чем-то другим, что может его отвлечь;
  2. Задайте неожиданный вопрос;
  3. Отреагируйте на каприз неожиданным образом (шуткой, аналогичным капризом в шуточной форме, но не оскорбляя);
  4. Исключите запреты, категоричные высказывания;
  5. Просите мягким, не приказным тоном;
  6. Выслушайте ребенка;
  7. Покажите капризного ребенка ему же в ближайшем зеркале;
  8. Не требуйте извинений;
  9. Не зачитывайте нотаций, он скорее всего не будет их слушать.

СДВГ

Чтобы работа родителя с гиперактивным ребенком была более продуктивна, специалисты рекомендуют вести дневник и записывать в нем изменения в характере, качество выполнения им упражнений, реакции на те или иные поощрения или наказания, увлечения и другие особенности.

Гиперактивный ребенок и школа

Самые большие сложности поджидают гиперактивного ребенка в школе. Но ответ на вопрос, что делать, специалисты нашли в корректировке школьной программы, предполагающей индивидуальный подход. Она помогает не только ребенку с СДВГ влиться в группу одноклассников и повысить успеваемость, но и учителю наладить взаимоотношения с гиперактивным учеником.

Рекомендации учителю

  1. Нужно ознакомиться со всей необходимой информацией о природе заболевания, его особенностях, чтобы применить индивидуальных подход к ребенку с СДВГ.
  2. Нужно усадить ребенка за центральную парту прямо напротив доски, чтобы постоянно контролировать его.
  3. Ребенок должен иметь возможность в любую минуту позвать учителя на помощь в трудной ситуации.
  4. Так как дома для гиперактивного ребенка родитель выстраивает четкий распорядок, и в школе он должен следовать расписанию. Заведите календарь для этих целей.
  5. Задания в рамках урока учителю желательно дублировать на доске.
  6. Если задание объемное, его необходимо разделить на части. Если же обычное – должен быть отведен четкий отрезок времени, достаточный для его выполнения.
  7. В ходе работы над задачей педагог должен контролировать его выполнение и вносить коррективы.

Гиперактивный ребенок в школе

Гиперактивному ребенку в школе сложно выполнять сразу несколько функций: концентрировать внимание, тихо и ровно сидеть и выполнять упражнения. Поэтому здесь нужно помнить следующее. Сначала тренируйте только одну из функций: если необходима внимательность ребенка, не запрещайте ему при этом вскакивать с места или ерзать на стуле.

Если ребенок с СДВГ будет тихо и неподвижно сидеть, то вряд ли усвоит информацию. Это же касается сочетания таких понятий, как правильность и аккуратность.

За пять-десять минут до того, как время на задание истечет, учителю необходимо предупредить об этом учеников. Не подавляйте потребность в активности: лучше для него будет сразу выплеснуть накопленную энергию в спортзале или на школьном дворе. Гиперактивным детям сложнее переключить внимание с одного рода деятельности на другой, чем спокойным детям. Поэтому важно и родителям, и учителю морально подготовить его к этому разнообразию.

Поделиться статьей:

Добавить свой коментарий:

Внимание!
Соблюдайте, пожалуйста, правила цените культурное общение!