Вы думаете, что проблема адаптации касается только первоклассников и их родителей, вы глубоко ошибаетесь. Будьте готовы к подобным ситуациям: после каникул, при переходе ребенка в пятый класс, новую школу. Как помочь ребенку адаптироваться к процессу обучения и справиться с трудностями, вы узнаете, прочитав статью.
Содержание статьи:
Адаптация первоклассников к школе
Ребенок пошел в первый класс – радостное, долгожданное и одновременно тревожное событие.
Родителям и сердобольным бабушкам до слез жалко малыша, ведь за порогом школы его ждут испытания, а он, такой беззащитный и нет рядом мамы, всегда готовой прийти на помощь.
В некоторых случаях процесс привыкания становится сложным этапом в жизни первоклассника и всей семьи. От того, как начнется школьная жизнь малыша, как он вольется в коллектив, зависит весь процесс дальнейшего обучения.
Адаптация первоклассника — это умение приспособиться к новым условиям.
Трудности адаптации к школе
Детсадовские детки привыкли к комфортному режиму дня — занятия, игры, еда и сон по расписанию, а школьная жизнь — более динамичная. Ребенок устает, часто не успевает выполнять задания педагога, расстраивается, капризничает. У домашних деток процесс привыкания проходит еще сложнее.
На психику и эмоциональное состояние ребенка оказывают влияния:
- личностные качества классного руководителя
- коллектив одноклассников
- измененный режим дня
- необходимость сидеть на одном месте целый урок
- обязанности, которые на него возлагаются
Ребенок не понимает, почему его лишили возможности бегать, играть, а долгое сидение на одном месте для него — нудная и тяжелая задача. Если он начинает разговаривать на уроке или вертеться, получает замечание. Не получается заработать похвалу от учителя и хорошую оценку — отсюда обида, разочарование и первые трудности:
- плохая успеваемость, дисциплина
- лень и нежелание учиться
- демонстрация своего отношения к школе и учителям
- негативизм ко всему, что происходит в школе.
Как справиться и предупредить проблемы — задача родителей и педагогического коллектива.
Уровни адаптации ребенка к школе
После первого сентября наступает второе, третье и становится ясно — одни дети легко входят в школьную жизнь, у других процесс привыкания проходит болезненно, со слезами и истериками. Детей можно разделить на три группы по способности адаптироваться к требованиям и правилам школы.
К сожалению, практически половина первоклашек болезненно проходит начало длинного и сложного пути обучения.
Адаптация высокого уровня
Ребенок без проблем, на позитиве, принимает новые условия, требования и обязанности.
- Учится ребенок с удовольствием, он внимательно слушает учителя, без труда усваивает программный материал, решает сложные задачи, активен на уроках.
- Задания на дом выполняет с удовольствием, без напоминания родителей, проявляет интерес к школьным предметам, изучает материал досконально и глубоко, интересуется дополнительным материалом.
- Коммуникабелен, у него складываются хорошие отношения с одноклассниками и учителями.
- С удовольствием рассказывает, как прошел день, что интересного произошло, и что узнал нового.
Адаптация среднего уровня
Ребенок без труда приспосабливается к новым условиям.
- Хорошо учится и усваивает обязательный материал школьной программы, слушает учителя охотно, если тема ему интересная, принимает активное участие в обсуждении.
- Выполняет ответственно домашнюю работу (практически всегда), правда, внимателен и сосредоточен только в том случае, если ему нравится предмет или задание.
- Активен, участвует в жизни класса и школы, с удовольствием выполняет общественные поручения, коммуникабелен, имеет много друзей и не только из своего класса.
Низкий уровень адаптации
Ребенок отрицательно относятся к школе, одноклассникам и учителям.
- Ребенку не нравится учиться, постоянно симулирует заболевания, чтобы не ходить в школу.
- На уроке пассивен, не слушает учителя, отвлекается по малейшим пустякам, обязательный материал по предметам усваивает частично.
- Родителям приходится заставлять ребенка делать уроки и постоянно напоминать, что тот не сделал домашнее задание, выполнять которое он не хочет или не может без помощи родителей или учителя.
- О школе говорит неохотно, жалуется на одноклассников, учителей, имеет мало друзей.
Процесс адаптации к школе
Адаптация ребенка занимает определенное время и проходит поэтапно:
- Ребенок приходит в школу
Начинается первый этап подготовки ребенка к школе.
- Педагогический коллектив знакомит ребенка с территорией вокруг школы, показывает, где находится спортивный, актовый зал, библиотека, класс, в котором он будет учиться (ознакомительная экскурсия).
- Проводятся занятия по мелкой моторике (рисование, лепка, аппликация).
- Занятия физкультурой для развития крупной моторики (игра мячом, настольным теннисом, отжимания).
- Дети выполняют с учителем упражнения по развитию образного и логического мышления.
- Ребенок привыкает к школе
Психологи отводят полгода, по прошествии которых делается вывод, как дети адаптировались к школе.
- За это время учитель должен узнать особенности характера и возможности каждого ученика.
- Учителем и психологом оказывается помощь первоклассникам в адаптации к учебному процессу.
- Классный руководитель поддерживает постоянный контакт с родителями, которые, в свою очередь, должны как можно чаще посещать школу и беседовать с педагогом.
- Ребенок не может адаптироваться к школе
После первого семестра классный руководитель сообщает родителям, какие успехи у детей за полгода обучения и проблемы адаптации отдельных учеников.
Работа с трудными детьми планируется на второй семестр, совместно с учителем, психологом и родителями, чтобы к концу года ребенок стал полноценным членом школьного коллектива.
При проявлении первых признаков дезадаптации первоклассника:
- Школьный психолог берет под наблюдение ребенка, дает рекомендации учителю и консультирует родителей.
- Проводится дополнительная работа вне рамок школьной программы по эффективному развитию ребенка, выявляются способности и возможности их реализации.
- Делаются психологические тесты уровня самооценки, агрессивности и тревожности ученика.
- В конце года подводится итог совместной работы по адаптации ребенка к школе.
Условия адаптации к школе
Чтобы ребенок легко привык и приспособился к новым условиям, нужно учитывать особенности адаптации к школе организма, нервной системы и поведения в коллективе и обществе.
Физиологическая адаптация к школе
С началом обучения организм ребенка перестраивается, у каждого этот процесс занимает разное количество времени.
В первую четверть у многих малышей наблюдается снижение аппетита и потеря веса. Ребенок жалуется на усталость, головные боли с трудом просыпается по утрам. Часто от переутомления снижается артериальное давление, возникают проблемы с кровеносной системой, которая в этот период претерпевает возрастные изменения.
Возникает вопрос — что делать?
Руководствуйтесь банальными, хорошо известными, рекомендациями:
- Ничего нового: режим и еще раз — режим
Для первоклассника противопоказаны всякого рода продленки, даже если это вынужденная мера и ребенка некому забрать из школы обратитесь к бабушкам, дедушкам, сестрам.
- Ребенку 7 лет необходимо спать не менее 11 часов, затем зарядка и завтрак, если первоклассник пойдет в школу сонный, то первый урок он будет спать.
- После уроков обязательный отдых, желательно сон. В первом классе учитель не должен задавать на дом задания.
- Лучшее время занятий с ребенком после 9.00 для второй смены и 16.00 — для первой.
- Между занятиями делайте небольшие физкультминутки — чередование умственного и физического труда.
- Больше движений — меньше пропущенных уроков
Первоклассник мало двигается, установлено, что на активный отдых у него уходит полчаса, конечно, есть уроки физкультуры, но они не решают проблему.
- Не ограничивайте ребенка в прогулках после уроков или сами погуляйте с малышом перед сном на свежем воздухе. Лучше он погоняет мяч с друзьями, нежели просидит за компьютером.
- Запишите первоклашку в бассейн, в спортивную секцию. Занятия спортом помогут предупредить многие болезни.
- Обеспечьте ребенку удобное место для занятий, обратите внимание на освещение и, как он сидит, чтобы не было в дальнейшем проблем с позвоночником.
- Сходите в школу и посмотрите комфортность пребывания малыша в классе, как и где он сидит, достаточное ли освещение в классе.
К сожалению, по статистике родители в большинстве случаев, в силу занятости или халатности, мало или вообще не контролируют ребенка. Он не досыпает, ест что попало, много времени проводит перед компьютером, не бывает на свежем воздухе. О хорошем самочувствии говорить не приходится.
Психологическая адаптация к школе
Психологическая готовность к обучению — это когда ребенку нравится ходить в школу, учиться, и у него хорошее настроение. Противоположное состояние в поведении малыша говорит о том, что внутренне, душевно, он не готов к школе.
Как ребенок психологически адаптируется к школе, зависит от вас. Несколько простых рекомендаций, которые помогут ребенку:
- Ваш малыш должен знать, что всегда любим, даже, если у него что-то не будет получаться
- Не кричите, не ругайте, не позволяйте физическое наказание по отношению к ребенку
- Контролируйте, но без пристрастия, давайте больше самостоятельности
- Проявляйте интерес к учебе и школьной жизни ребенка, он должен чувствовать ваше участие и заботу
- Никогда не ставьте в пример других детей — это удар по самолюбию
- Хвалите его за маленькие победы, но не перехвалите, стимулируйте к новым успехам и поощряйте его
Не забывайте, что каждый первоклассник уникален, со своим характером, типом темперамента. Согласитесь, что холерику, в силу подвижности нервной системы, сложно усидеть на уроке и за домашней работой, а флегматика — заставить принять быстрое решение.
Социальная адаптация к школе
Если ребенок пришел в школу из детского сада, он имеет первоначальные понятия социализации в обществе, что отличает его от первоклассника, который был до школы с мамой или няней.
Пройдет немного времени, и разношерстная группа детей превратится, под руководством учителя, психолога и родителей, в дружный коллектив.
Ребенок должен уметь налаживать отношения с детьми и учителями, заводить знакомства, отстаивать свое мнение и дать возможность высказаться другому. При конфликтных или сложных ситуациях ребенок должен научиться достойно выходить из них и самостоятельно принимать решения.
Главная задача родителей и педагогов — помочь первокласснику найти свое достойное место в коллективе, не стать изгоем.
Готовность и адаптация к школе
Родители ошибочно считают, что ребенка нужно научить читать, считать, заранее выучить таблицу умножения, и он готов к школе. Когда начинается учебный процесс, они недоумевают, почему ребенок, прекрасно (по их мнению) подготовленный к школе, отстает от одноклассников.
- Интеллектуальная готовность
- Способность ребенка правильно составлять предложения, понятно и доходчиво доносить свою мысль
- Умение первоклассника выделять главное, обобщать, делать выводы
- Возможность ребенка рассуждать, основываясь на своих наблюдениях и жизненном опыте
Все эти качества помогут первокласснику усваивать школьную программу, вызывать интерес к изучаемым предметам и желание узнать больше, расширяя для себя рамки школьной программы.
На поведение и успеваемость ребенка оказывает влияние отношение с одноклассниками, он должен научиться жить в коллективе.
- Социальная готовность
- Ребенок должен уметь налаживать отношения с одноклассниками, иметь навыки личностного общения
- Уметь презентовать себя, сам начинать разговор или поддерживать беседу
- У него должны быть навыки общения с взрослыми людьми — учителями, администрацией
- Личностная готовность
- Ребенок понимает, что он вырос и детский сад уже позади, начинается новый, более ответственный и взрослый, этап в жизни.
- Ему понятна мотивация учебы, он ставит цель достичь хороших результатов. Может реально оценить свои способности и понимает, что ему многому необходимо научиться.
- Знает, несмотря на то, что игра интереснее, чем домашнее задание, но его нужно сделать в первую очередь.
Адаптация пятиклассников к школе
Говоря об адаптации ребенка к школе, невозможно оставить без внимания сложный процесс перехода детей из начальной школы в среднюю. Если родители первоклашек, отправляя свое чадо в первый класс, знают, какие трудности приходится преодолевать ребенку, то родители пятиклассников не догадываются о сложностях адаптации своих детей к новым условиям.
- В начальной школе они были самыми старшими, а придя в среднюю, оказались самыми маленькими, что меняет их статус, и с этим сложно мириться.
- Ставшая второй мамой — первая учительница уже заботится о новых первоклашках, а пятиклассники чувствуют себя покинутыми.
- Незнакомые предметы и новые учителя, каждый со своими требованиями — все это вызывает тревожные чувства и неуверенность.
- Формируются новые классы, приходят новички, с которыми могут устанавливаться сложные отношения.
Часто адаптация пятиклассника проходит легко и безболезненно:
- приходит с хорошим настроением из школы
- идет на занятия без уговоров
- самостоятельно выполняет домашнее задание, в редких случаях просит помощи
- изучение школьной программы не вызывает у него трудности
- у него много друзей, активно участвует в жизни класса
Если все прямо в поведении ребенка наоборот, значит, возникли трудности адаптации, ему нужно помочь. Старайтесь разговаривать как можно больше с ребенком, ведь только так есть возможность узнать, что его беспокоит и постараться решить с ним все проблемы вместе.
Видео: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе?»