Родители всегда серьезно подходят к вопросу вступления ребенка в школьную жизнь, затрачивая немало сили средств на покупку всего необходимого. Но просто дать ребенку модный ранец и одеть его в красивую форму недостаточно. Чтобы начало школьной жизни было успешным, любому ребенку нужна психологическая подготовка.
Школа для семилетнего ребенка – это своего рода стресс, ведь он становится взрослым, поэтому не может только отдыхать и играть в игрушки. Теперь ему нужно носить ранец и что-то писать в тетради, а затем еще дома выполнять какие-то задания, а не только смотреть мультики. Теперь он первоклассник, и родители должны осознавать ответственность этого момента, к которому ребенка необходимо подготовить.
Психологическая подготовка ребенка к школе
Речь идет о необходимом и достаточном уровне психического развития ребенка для освоения программы школы в условиях обучения в коллективе. Она формируется к семи годам путем специальных занятий.
Ребенок может пойти в школу с радостью, но это совершенно не означает, что он хочет учиться. Учиться и ходить в школу – это две разных вещи. Детский психолог Л.А.Венгер пишет, что готовность к школе не означает умение считать, писать и читать. Это готовность научиться всему этому.
У ребенка необходимо выработать ряд умений и навыков. Например, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности. Для школы также нужны аналитические навыки: умение сопоставлять, сравнивать, делать обобщения и выводы.
Для этого со школьником нужно читать книжки, а потом просить его вкратце изложить содержание всего прочитанного. Это помогает приучить ребенка анализировать смысл книги и делать его речь связной, а словарный запас богатым.
Для будущего первоклассника также обязательны такие качества, как внимание, любознательность, память, сосредоточенность, усидчивость, умение регулировать свое поведение, потребность в поиске ответов на вопросы, способность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Эти навыки могут нарабатываться ежедневно в процессе игр, чтения, общения, лепки и т.д.
Личностная готовность
Это потребность общения со сверстниками и умение общаться, адекватность самооценки малыша и способность исполнять роль ученика. Необходимо создать для ребенка мотивацию, чтобы у него появилось желание учиться и узнавать что-то полезное и новое.
В этом может помочь рассказ родителей о знаниях, учителях и школе. Кроме этого, ребенок, конечно же, должен быть приспособлен к общественной жизни и уверенно себя чувствовать, находясь вне дома. Он должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться, завязывать шнурки, справляться с молниями и пуговицами на одежде, а также уметь пользоваться общественным туалетом.
Врачи-неврологи также рекомендуют обратить внимание на общее состояние вашего ребенка. Его нужно приучить к режиму дня, что особенно касается детей, которые не ходят в садик.
Соблюдение режима поможет ребенку плавно войти в режим учебы, что сократит количество стрессовых факторов. После школы ребенку нужно отдыхать, обедать, гулять, а только потом делать уроки.
Простые рекомендации
Если у ребенка есть какие-то хронические заболевания, полезно будет перед школой обратиться к специалистам. Если же никаких заболеваний нет, у педиатра можно получить рекомендации по оздоровлению, а также пройти курс по укреплению иммунитета и витаминотерапии, чтобы снизить стрессовую нагрузку.
В первые месяцы школьной жизни необходимо понаблюдать за ребенком. Возможно, он стал плаксивым, вспыльчивым или агрессивным. Это повод подумать о возможных возникших проблемах. Если дело в адаптации к новым условиям, в этом поможет психолог.
Если же дело в том, что ребенок не может найти контакта со сверстниками, не усваивает материал, нужно обратиться к неврологу. Если ребенок физически не переносит нагрузок, соматически ослаблен, мучается головной болью или устает, рекомендуется задуматься над щадящим режимом обучения – на дому, например.
Незадолго до первого сентября рекомендуется следовать определенным рекомендациям. Можно познакомить ребенка с учителем еще до начала занятий, посетить его будущую классную комнату, дать посидеть за партой и рассмотреть все, чтобы в дальнейшем обстановка не была незнакомой для него.
Нужно также постараться заранее познакомить ребенка с некоторыми одноклассниками, рассказать ему о расписании уроков, времени, отведенном на уроки и перемены, а также обед. Стоит поинтересоваться у ребенка о его впечатлениях и чувствах после первого дня в школе, успокоить его волнение и сказать, что в случае возникновения проблем он может обратиться к вам за помощью.
Ученицы и ученики
Школьная адаптация у одних детей протекает быстро и легко, а у других – долго и трудно. Обычно труднее адаптируются мальчики, ведь девочки являются более контактными, общительными, легче подстраиваются под ситуацию и перестраивают свои отношения.
Мальчики больше страдают при любом изменении привычной им жизни. Но вот парадокс: мальчики, как правило, намного чаще, чем девочки, стремятся к изменениям в жизни, к новому, сами изменяют ситуацию. Это они идут в походы и лезут в неизведанные дебри подвалов, чердаков и строек.
Разные способности
6-7 летние мальчики и девочки неодинаково готовы к обучению в школе. Различие состоит в несколько лучшей эмоционально-личностной и интеллектуальной готовности девочек, в силу чего у них есть ряд преимуществ.
Поэтому совершенно не случайно успешность девочек и мальчиков в первом классе тоже отличается. Кроме этого, утомление к концу обучения в первом классе у мальчиков обычно в 6 раз выше, чем у девочек.
Школьная успешность мальчиков и девочек зависит во многом от врожденных особенностей организации мозга. Считается, что левое полушарие у мальчиков созревает дольше, а правое дольше созревает у девочек. Девочки обычно считаются более «речевыми».
Так как они раньше начинают говорить, поэтому все психические функции, появляющиеся после возникновения речи, развиваются уже на втором фоне. Девочкам обычно легче учиться в школе, в особенности в начальной и средней.
Мальчики обычно начинают говорить позже, и их психическое развитие до определенного возраста происходит без прессинга собственной речи. Но у мальчиков раньше происходит формирование специализации правого полушария мозга по временно-пространственной ориентации.
Многое также зависит от темперамента
Так, мальчики-меланхолики являются весьма медлительными, ранимыми и впечатлительными. Им не хватает активности, бойкости, стремления отстаивать. При неудачах они даже могут всплакнуть. Такое поведение, конечно же, расценивается окружающими как не совсем мальчишеское и часто осуждается даже учителями.
Что же касается девочек-холериков, то они наоборот чересчур самостоятельны, активны, вспыльчивы, непоседливы и беспокойны.
Они активно себя отстаивают в конфликтных ситуациях, подчас применяя рукоприкладство, что не очень радует окружающих. Кроме этого, для такой девочки весьма проблематично высидеть на протяжение 40 минут урока.
Если же говорить о наиболее «удачных» с точки зрения обучения в начальной школе, то это сангвинический тип темперамента, в особенности для мальчиков. Такие дети являются в меру живыми и активными, весьма общительными, позитивными, умеренно тревожными и агрессивными.
Именно такие дети доставляют учителям начальных классов меньше всего проблем, но стоит сказать о том, что, начиная со средней школы, тип темперамента уже перестает быть определяющим фактором в достижении высоких оценок, поэтому ситуация может измениться.
Тревожность
Определенный вклад в школьную успеваемость вносит такая составляющая, как личностная тревожность ребенка. У мальчиков, например, несколько завышенные значения личностной тревожности стимулируют школьную успешность. Конечно же, если личностная тревожность выражена слишком сильно, такой мальчик не сможет хорошо учиться. Все, как говорится, хорошо в меру.
У девочек же картина совершенно противоположная: высокие оценки получают девочки, у которых наблюдаются средние и чуть сниженные показатели личностной тревожности, а повышенные ее значения ведут к формированию школьной неуспешности и боязни школы.
Такие различия объясняются тем, что повышенная тревожность у девочек и мальчиков по-разному влияет на мотивационный компонент учебной деятельности.
Оказалось, что мальчиков повышенная тревожность заставляет всерьез озаботиться и своим соответствием статусу школьника, и своими оценками. Конечно же, такие заботы оказывают позитивное влияние на качество работы ребенка с учебным материалом.
Агрессивность и учеба
Такая личностная характеристика, как агрессивность также имеет существенный вклад в школьную успешность ребенка. Высокий уровень агрессивности, прежде всего, ведет к снижению школьной успешности у девочек. У мальчиков понижение успеваемости происходит в том случае, если показатели агрессивности очень высоки и выходят за все разумные диапазоны.
Стоит также сказать о том, что отсутствие агрессивности в структуре личности ребенка, которая формируется, также ведет к снижению успешности в школе, что, вероятнее всего, указывает на понижение энергетических ресурсов организма ребенка в таком случае.
Как видите, мальчики и девочки первоклассники очень разные. Поэтому им очень трудно, когда родители дома и учителя в школе предлагают им одинаковые пути к знаниям. А они сами еще слишком малы и не знают себя настолько хорошо, чтобы протаптывать и выбирать собственные тропинки, мыслить иначе, познавать мир иным способом, чем предлагает учитель.
На заметку
— Никогда не нужно сравнивать девочек и мальчиков и ставить одних в пример другим: помните о том, что они отличаются даже по биологическому возрасту – девочки, как правило, старше мальчиков-ровесников.
— Помните о том, что девочки и мальчики по-разному осязают, слышат, видят, по-разному ориентируются в пространстве и воспринимают его, а главное – осмысливают все, с чем в этом мире сталкиваются, совершенно по-разному.
— Важно не переусердствовать, требуя от мальчишек тщательности и аккуратности выполнения ваших заданий.
— Давая определенные знания мальчикам, нужно стараться включать в них момент поиска, который требует сообразительности. Не стоит заранее показывать и рассказывать, как и что делать. Ребенка необходимо подтолкнуть к тому, чтобы принцип решения он открыл самостоятельно, пусть даже это и будет связано с ошибками.
— Если девочкам трудно, то еще до начала работы с ними нужно вместе разобрать принцип выполнения задания
– как и что нужно сделать. Девочек, вместе с тем, необходимо постепенно учить самостоятельно действовать, а не только по схемам, известным заранее, подталкивая к поиску своих решений нетиповых, незнакомых заданий.
— Нужно учиться вместе с ребенком, объединяться с ним против объективных трудностей, стать союзником, а не сторонним наблюдателем или противником.