Все родители рано или поздно задаются вопросом о том, как же научить свое чадо читать. Раньше все, конечно же, было намного проще, был один букварь, по которому все девочки и мальчики осваивали чтение, но времена изменились. На сегодняшний день появилось множество способов, которые позволяют научить ребенка читать, поэтому молодым родителям сложно определиться с выбором наиболее подходящего метода.
Относительно новым явлением в нашей жизни является раннее обучение чтению. Однако оно имеет много противников. Психологи утверждают, что у детей, которых начали учить читать слишком рано, возникают проблемы в социальном развитии. Таким деткам сложно вписаться в детский коллектив. И причина вовсе не в том, что они интеллектуально более развиты, чем их сверстники. Дело все в том, что у них не сформированы навыки социализации – в то время, когда должно было происходить их формирование, мозг был занят чем-то другим, а именно учился читать и писать.
Конечно же, всегда были дети, которые сами изъявляли желание читать и приставали к родителям с вопросами о том, что это за буква и как читается это слово. Но в этой ситуации чтение являлось их собственной задачей, поэтому оно не мешало формированию остальных жизненных навыков.
Но сегодня родители, испуганные или же вдохновленные слоганом о том, что после трех лет уже поздно, пытаются приобщить ребенка к чтению как можно раньше.
Когда же начинать?
Содержание статьи:
Психологами выделены несколько физиологических признаков.
- Малыш говорит по предложениям. Очень опасно начинать обучать ребенка чтению, если он еще не разговаривает. У некоторых деток, которых обучали чтению, например, по кубикам Зайцева еще до того, как они начали разговаривать, происходит задержка речевого развития. И вместо участия в живом общении дети читали и писали при помощи кубиков.
- Фонематический слух уже достаточно развит. Это означает, что ребенок хорошо слышит отдельные звуки в слове, отделяет их от соседних, знает, из каких звуков состоит слово. Ребенок может легко подобрать слово, например, которое начинается на букву К, а заканчивается буквой А, либо же выделяет общий звук в словах (мышь, шуба, кошка) и т.д.
- Важно чтобы у ребенка не было серьезных логопедических проблем. Когда ребенок не выговаривает половину алфавита, это, прежде всего, провоцирует нарушение фонематического слуха, а также мешает читать правильно.
- Если пространственная ориентация сформирована. Когда, например, понятия «лево» и «право» не вызывает сложностей. Ведь ребенку придется читать не иначе как слева направо. Если же пространственная ориентация хромает, дети могут, например, начинать читать слово с буквы, которая им в данный момент больше нравится, путают верх и низ (Ь и Р., например), «зеркалят» и т.д.
Хотя здесь нет четких возрастных норм, практика показывает, что эти признаки обычно проявляются примерно к возрасту пяти лет.
Есть также исключительно психологические моменты. Знаменитым швейцарским психологом Жаном Пиаже было выделено несколько этапов психологического развития ребенка.
- Сенсорно моторный (начиная от рождения и до двух лет). В этот период у ребенка происходит формирование физических ощущений, тактильной чувствительности.
- Образный (от двух до семи лет). В этот период на первый план выходит освоение языка и символическая игра, происходит формирование самооценки.
- Логический (от 7 до 11-13 лет). В этот период ребенок учится выстраивать логические умозаключения и сопоставлять факты.
Умение читать, соответственно, лучше всего осваивать в третьем периоде. И, конечно же, нельзя идти против природы – обучать ребенка логическим операциям, если им пока еще не пройдена стадия символической игры.
Методики обучения чтению
Все методики можно разделить условно на несколько групп.
Азбуки
Каждая буква в этом методе подкреплена конкретной опорной мнемонической картинкой: А – арбуз, Б – бочка и т.д. Этот метод неплох для запоминания букв, однако никуда не годится для чтения. Ребенок, например, может усвоить, что М – это буковка медведя, а А – это буковка арбуза. Но ему будет сложно понять, почему из последовательного чередования медведей и арбузов получится слово МАМА. Именно поэтому ребенка нельзя учить названиям букв: «эм», «вэ», «эр» и так далее. Легко ли потом из сочетания, например, «эм-а-эм-а» получить слово «мама»?
Буквари
Это традиционный способ обучения. Буквари отличаются самыми разнообразными героями и картинками, но общий принцип состоит в том, что малыш учится соединять звуки в слоги, а затем слоги в слова. В букваре есть последовательные упражнения на разнообразные сочетания гласного и согласного.
В «правильном» букваре не должно сразу быть представление всех букв алфавита, а уже потом способы их соединения друг с другом. Намного лучше, чтобы эти процессы шли параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных ребенок может составить много разных сочетаний. В этом и состоит процесс чтения.
Метод целых слов
Этот метод был придуман американским ученым Гленом Доманом, который проводил множество экспериментов, смысл которых сводился к следующему. Малышам, начиная с 2-месячного возраста, когда происходит начало фокусировки взгляда, показывали в быстром темпе разные карточки с изображением слов и предложений. Во время показа мама или педагог читали надписи на карточках. В самом начале длительность таких уроков составляла 5-10 минут, а затем она постепенно увеличивалась. Так ребенок запоминал слово целиком.
Стоит сказать о том, что методика строгим образом определяла размер карточек, букв и объем информации. Многие родители, которые заразились энтузиазмом Домана, по ночам с воодушевлением писали карточки, а днем показывали их своему малышу. Но интерес ребенка к карточкам постепенно угасал, а вместе с ним пропадал и родительский энтузиазм, и в неудаче они винили лишь себя, так как отступили от методических канонов.
Кубики Зайцева
Достоинство этой методики состоит в том, что малыш в игровой форме сразу же запоминает склад, сочетание букв. Но плюс, как это часто бывает, иногда становится минусом. Понять, как одна буква соединяется с другой – это означает сделать определенное открытие. А Зайцев же лишает малыша этой возможности самостоятельно прийти к такому открытию, предлагая сразу готовый склад.
К чему же это ведет? Дефектологи и логопеды говорят о том, что дети, которые выучились читать «по Зайцеву» часто не могут разобраться в составе слова, (так как они привыкли делить слово только на склады), а также «проглатывают» окончания.
Игра и учеба
Маленького ребенка нельзя чему-либо научить без использования игрового момента. Если дошкольный педагог усаживает деток за парты и ведет себя с ними как школьная учительница, этот педагог плохой. Хороший педагог может придумать множество игр, в противном же случае ребенок не захочет заниматься, а просто встанет и уйдет. Малыша нужно заинтересовать. Это должны запомнить и родители.
Но здесь есть и другая сторона медали. Как показала практика, наилучший результат, которым ребенок по праву будет гордиться, появится в том случае, если ребенок сам к этому приложит достаточные усилия. Психологи называют это оптимальной фрустрацией, которая состоит в том, что малышу должно быть немного трудно, но он должен слегка напрячься и преодолеть эту сложность.
Ведь если процесс обучения воспринимается исключительно как приятное развлечение, устроенное родителями или педагогом, ребенок к этому привыкает. Ну а в школе, когда ему придется поработать для того, чтобы получить желаемый результат, это воспримется им как великая мировая несправедливость.